Клуб любителей флейма
#10676
Отправлено 10 April 2005 - 13:57
#10677
Отправлено 10 April 2005 - 14:05
#10678
Отправлено 10 April 2005 - 14:12
#10679
Отправлено 10 April 2005 - 14:18
#10680
Отправлено 10 April 2005 - 14:22
#10681
Отправлено 11 April 2005 - 21:39
#10682
Отправлено 11 April 2005 - 20:16
Станислав Ежи Лец
#10683
Отправлено 10 April 2005 - 18:32
Источник цитаты: Деловой еженедельник "КУРСИВъ" (http://www.kursiv.kz)
Расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) может не состояться. Россия готова одобрить это решение только при условии увеличения тарифов на прокачку нефти. Об этом, как сообщило нам московское аналитическое агентство «РуссЭнерджи», 25 марта официально заявил в Москве глава Федерального агентства по энергетике России Сергей Оганесян.
Эта позиция России не устраивает ни западные компании - акционеров КТК, ни Казахстан. Тем самым намеченное на апрель месяц подписание меморандума о проекте расширения мощностей КТК в Москве может быть сорванным.
Для Казахстана положительное решение о начала проекта расширения КТК является жизненно необходимым. Ключевой проблемой всего казахстанского нефтяного комплекса является отсутствие должного доступа казахстанской нефти на европейские рынки. Запуск трубопровода КТК лишь частично разрешил эту проблему. Ввиду отсутствия необходимых пропускных способностей тормозится дальнейшее развитие крупнейших каспийских нефтяных проектов в Казахстане. Учитывая, что нефть является основным экспортным товаром казахстанской экономики, вопрос приобретает политическую окраску.
О меморандуме договорились в Астане
О необходимости подписания меморандума акционеры КТК договорились на раунде переговоров в Астане 1 марта. В совещании принял участие министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко и министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, что дополнительно подчеркивало стратегическую важность решения вопроса о проекте расширения КТК.
В преддверии астанинского раунда переговоров министр энергетики РК Школьник утверждал, что в настоящее время акционерам КТК практически удалось достигнуть консенсуса, однако окончательное решение должно быть принято 1 марта.
Школьник напомнил, что в 2004 году суммарный объем отгрузки нефти КТК составил более 22 млн. тонн. По словам министра, расширение позволит увеличить мощность системы до 68 млн. тонн. «Мы добиваемся расширения КТК, с тем чтобы как можно быстрее эта система стала рентабельной и приносила больше дохода нашей стране», - подчеркнул министр.
Школьник сообщил, что в переговорном процессе рассматриваются два вопроса: «увеличение пропускной способности и уменьшение учетно-процентных ставок, за счет которых строился нефтепровод». Одновременно, пояснил В. Школьник, «есть жесткое требование Российской Федерации, которая владеет 24% акций КТК, - увеличение цены на прокачку». «Казахстан в целом не заинтересован в этом, поскольку, с одной стороны, как акционеру КТК с 19% акций нам это выгодно, а другой - как акционеру «Тенгизшевройла», где у нас 20% акций, невыгодно», - считает В. Школьник. «Мы одновременно и грузоотправитель, и транспортировщик», - пояснил министр.
Кроме того, В. Школьник сообщил, что рассматривается возможность расширения нефтепровода Атырау - Самара с 15 до 25 млн. тонн. Решение этого вопроса косвенно зависит от решения вопроса о расширении КТК.
В целом, по словам главы МЭМР, основным направлением транспортировки казахстанской нефти остается российское. В 2004 году было транспортировано на экспорт 52,6 млн. тонн нефти. В том числе по нефтепроводу Атырау - Самара - 15 млн. тонн, по КТК - 22,1 млн. тонн, через порт Актау - до 10 млн. тонн, остальной объем - железнодорожным транспортом.
Западные компании против увеличения тарифов
Не все акционеры согласны с требованиями России. Полностью их поддерживает только Султанат Оман, которому принадлежит 7% доли КТК. Казахстан на переговорах постоянно пытается маневрировать между позицией России и западных компаний. Западные нефтяные компании категорически против повышения тарифов на российских условиях.
Представитель пресс-службы КТК, руководителем которой в настоящее время является сотрудник американской корпорации «Шеврон-Тексако», замечает, что международные капиталоемкие проекты почти никогда не бывают рентабельными в течение первых нескольких лет эксплуатации. По его словам, акционеры на совещании 1 марта в Астане должны были завершить подготовку механизма перерасчета тарифа. Если это произойдет, то уже в 2006 г. начнется строительство новой очереди КТК, которое завершится в 2008 г.
Представитель другой западной компании «Эксон Мобил» - акционера КТК, пожелавший остаться неизвестным, не согласен с претензиями российских властей. Он указывает, что тариф на прокачку согласовывался с банками - кредиторами КТК и без их согласия тариф менять нельзя. «Но это даже не главное, сейчас уже реализуются альтернативные проекты экспорта казахстанской нефти - труба в Китай и система Баку - Тбилиси - Джейхан. И удорожание прокачки может сделать КТК неконкурентоспособным по сравнению с этими проектами. Мы и так увеличили тариф на 2005 год в связи с изменениями курса доллара на 2,5 доллара
Чего же хочет Россия?
На самом деле за требованиями России, которую представляет на переговорах Минэнергетики и Федеральное агентство по энергетике, за повышением тарифов стоит нечто большое, чем просто желание увеличить свои доходы. Россия требует создать механизм изменения тарифов, исходя из учета внутренней нормы доходности. Что это значит? Это значит буквально ежегодное начисление процентов на принадлежащие акционерам активы. Если правительству России принадлежит 24% акций, то, значит, на эти 24% должны считаться инвестициями, на которые ежегодно должны начисляться проценты - не менее 15% в год. Россия вошла в КТК, внося не денежные средства, а построенную во времена СССР часть нынешней трубы КТК. Чтобы начислять такие ежегодные доходы акционерам, нужно увеличивать тариф с нынешних 28-29 долларов как минимум до 40 долларов. Западные же компании, которые и прокачивают нефть через трубу КТК, а значит, должны платить по этому тарифу, вошли в консорциум КТК со своими или заемными средствами. Естественно, что повышение тарифа их не устраивает никоим образом. Они будут платить дважды. Если российское требование будет принято, то это означает полный пересмотр финансового механизма КТК и условий создания консорциума. Трубопровод КТК, большая часть которого проходит по территории России, но основное предназначение которого - экспорт казахстанской нефти на мировой рынок, переходит под контроль России. Косвенно желание России подмять под себя трубопровод КТК подтверждает и то, что Росэнерго намерено изменить состав руководства КТК, увеличив на 5 человек своих представителей и оставляя за собой право менять их в любое время. По условиям же большого договора о создании КТК, каждый акционер имеет определенное количество представителей и может менять их только в определенные сроки.
Напомним, что проект расширения мощности КТК до 67 млн. т в год потребует инвестиций в размере $1,5 млрд., причем западные компании предлагают финансировать за счет доходов КТК, что еще больше не нравится России, оставляя ее на несколько ближайших лет без каких-либо доходов от КТК. Правда, потом это могло бы сторицей окупиться, но Россия предпочитает получать доход сейчас, а не ждать несколько лет. В апреле в Москве предполагается подписать меморандум о взаимопонимании - об основных принципах расширения КТК. Участники консорциума намерены приступить к увеличению мощности проекта в III квартале 2005 года.
Большая геополитика
Картина была бы неполной, если конфликт сводился бы только к финансовым и узкополитическим вопросам. Главным в конфликте является геополитический аспект. Недаром западные компании пытаются пугать Москву конкуренцией КТК с другими трубопроводами, которые проходят вне территории России. Мол, если Россия не образумится и не отступит от своих планов взять под свой контроль КТК, то ей в конечном итоге такая политика обернется потерями как в финансовом, так и в политическом плане. Каспийская нефть будет направляться не по КТК, а турецкому и китайскому маршрутам.
Основания для такого варианта развития событий есть, но это еще не все. Главным фактором, который отрицательно влияет на доходность проекта КТК, является проблема прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.
Турция продвигает свой маршрут транспортировки каспийской нефти по маршруту Баку - Джейхан и пытается направить помимо азербайджанской нефти по этой трубе и нефть с казахстанских месторождений Кашаган и Тенгиз. Турция выставила такие условия прохода танкеров по проливам, объясняя их экологией, что если ранее суда проходили через проливы за день, максимум за два дня, то теперь танкеры ждут разрешения на проход недели две.
Россия в настоящее время инициирует в обход проливов путь через Болгарию и Грецию. США и другие страны Запада это беспокоит. Они пытаются через свои нефтяные компании контролировать КТК и достраивать Баку - Джейхан. Также Запад пытается уменьшить влияние России на бывшие республики СССР и еще часть нефти и газа также направить в обход России через Каспий по еще новому обходному проекту - маршруту Одесса - Броды - Гданьск (Польша). Этот маршрут начинается с Каспия, идет через Азербайджан, Грузию, Черное море и далее по Украине и Польше на рынки Центральной и Западной Европы. Недаром на днях побывал в Казахстане с государственным визитом президент Грузии Михаил Саакашвили, а чуть позднее в апреле в Астану прибудет премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Саакашвили попытается путем уступок собственности Казахстану на территории Грузии, в том числе на собственность черноморских портов, привлечь казахстанского президента к грузино-украинско-польскому направлению экспорта казахстанской нефти.
То же самое попытается сделать и украинский премьер-министр. Москва же, захватывая КТК, нарушает планы США и других стран НАТО. Если Россия захватит КТК, то Запад, чтобы не наносить убытков своим нефтяным компаниям, будет вынужден оказывать давление на Турцию, чтобы последняя смягчила режим прохода танкеров с нефтью КТК через проливы. Тем самым экономическая привлекательность обходных маршрутов практически теряется. Маршруты Баку - Тбилиси - Джейхан и Одесса - Броды - Гданьск, неподконтрольные России, становятся автоматически убыточными. Россия устанавливает свой контроль над всем каспийским нефтяным бассейном, контролируя главный маршрут доставки каспийской нефти.
Что же выгодно Казахстану? Как ни странно, выигрыш и той и другой стороны невыгоден Казахстану. И Россия является конкурентом Казахстана, и западные компании получают львиные доходы от добычи казахстанской нефти. Запад оттеснил Астану от собственной нефти, установив свой контроль. Официальная Астана свой выбор не сделала. Пока Казахстану остается маневрировать между двумя сторонами, тем самым выторговывая для себя лучшие условия
Оксана МАРТЫНЮК
Лара Крофт – это моя сирена, зовущая меня в бездну великолепных приключений и невиданных мест, которые не может создать даже самое смелое воображение, мне достаточно ее взгляда, чтобы окунуться в этот мир без оглядки.
#10684
Отправлено 12 April 2005 - 17:05
#10685
Отправлено 12 April 2005 - 17:10
#10686
Отправлено 10 April 2005 - 13:53
#10687
Отправлено 10 April 2005 - 14:02
#10688
Отправлено 10 April 2005 - 14:07
#10689
Отправлено 10 April 2005 - 14:15
#10690
Отправлено 10 April 2005 - 14:19
Всем пока!
#10692
Отправлено 11 April 2005 - 15:01
#10694
Отправлено 11 April 2005 - 15:07
#10696
Отправлено 11 April 2005 - 17:09
#10697
Отправлено 11 April 2005 - 18:31
#10698
Отправлено 12 April 2005 - 17:01
#10699
Отправлено 12 April 2005 - 17:07
8 посетителей читают эту тему
0 пользователей, 8 гостей, 0 скрытых