Вставлю, пожалуй, и свои пять копеек..
Давайте будем последовательны и определим, что же все-таки есть классический TR, TR2013 и что их связывает. А так же причем здесь Uncharted и какую во всем этом роль сыграл доктор Джонс (который Индиана). А тот такое ощущение, что у людей каша в голове.
Классический TR, если говорить просто, сюжетно – история про бой-бабу, ищущую древние артефакты для своего удовольствия и коллекции и попутно отстреливающую все, что стоит у нее на пути к цели. Концепция, как вы все прекрасно знаете, была навеяна господину Гарду фильмами про небезызвестного археолога Индиану Джонса. Но именно что только навеяна, т.к. у Лары совершенно другие мотивы и средства достижения цели. Ну и персонажем старина Тоби сделал впечатляющую Лару Круз Крофт, что тогда было в новинку. Сюжет звезд с неба не хватал, но он служил просто основой для геймплея. Геймплейно же TR представлял собой экшен-адвенче с "пространственно-рычажными" головоломками, разбавленными редкими и примитивными пострелушками. И именно в это мы играли, именно это реально увлекало. И так было вплоть до AOD. В AOD’е же разработчики сами запутались, что хотят сделать (а сроки-то при этом поджимали), вот они и выпустили "неведому зверушку". Я понимаю, что каждый любил серию за что-то свое, но фактически все было именно так (не затрагивая такие аспекты, как "неосязаемый дух TR!" (с)). Так вот, за новым классическим геймплеем добро пожаловать в FM-ки, ибо как бы кто ни хотел, никто кроме фанатов подобное делать уже не будет. Гейм-индустрия сильно изменилась с тех пор.
Потом была трилогия кристаллов из которой только TRA щеголяла действительно похожим, но усовершенствованным на современный лад, геймплеем (основную роль в этом сыграло то, что это был римейк классики). Прежде чем говорить о TRL и TRU, хочу обратить внимание на парочку игр, вышедших за несколько лет до TRL. А именно первые в серии про Индиану Джонса экшен-андвенче от третьего лица. Они были более экшен-ориентированы, более зрелищные, "пространственно-рычажные" головоломки в них были проще, однако в геймплее присутствовали элементы и из других жанров, например, стелса. В них так же была возможность ручного прицеливания от первого лица и даже скриптовые погони с перестрелками (ничего не напоминает?). Так вот, вышедшая несколько лет спустя TRL была как раз ближе к этим самым играм, нежели к классике. Плюс кое-что из акробатики она позаимствовала у Принца Персии, однако же не стала (ВНЕЗАПНО!) персидским принцем. TRU же была не рыба, не мясо – головоломки не впечатляли, но и экшена было не шибко много. Но это были по-прежнему экшен-адвенче, а не "убогие шутеры", коими некоторые индивиды их обзывали. Как ни называй кита кашалотом, кашалотом он от этого не станет.
Теперь что же такое Uncharted, который все так любят поминать, в основной массе своей даже не понимая, что он из себя представляет. Понятно, что, создавая персонажа и игру, разработчики Анчартеда вдохновлялись как TR, так и IJ. Однако, мне кажется, что в большой мере не только играми, но и фильмами. Они хотели создать красочное и зрелищное приключение про поиск древностей. Дабы не повторяться, был создан Натан Дрейк с абсолютно отличной от мисс Крофт и доктора Джонса мотивацией – он просто весело искал артефакты по свету, чтобы тупо разбогатеть. Понятное дело, что в этом деле никак без смертоубийственной конкуренции. Геймплейно – это натуральный линейный кинематографический шутер от третьего лица с укрытиями. Да, разбавленный временами элементами акробатики в стиле кристалловских TR (например, волл-раны) и примитивными паззлами. Однако сколько бы его не сравнивали из-за всего вышесказанного с TR, он не перестал от этого быть шутером. Это была игра совсем другого жанра и объединяли их лишь концептуально приключенческий настрой и поиск древностей (причем повторюсь с различной мотивацией). Так уж повелось, что у игр есть жанры и сравнивать представителей разных жанров по крайней мере некорректно.
А теперь обратим свой взор на TR2013, что же это? Классический TR? Нет. TR по типу кристалловской трилогии? Нет. Анчартед? И снова нет. И самое главное и не должен быть им. Это зельдообразная экшен-адвенче, в которую добавили элементы стелса и возможность прицельной стрельбы. Одно лишь наличие прицельной стрельбы не делает игру шутером. Особенно меня умиляют комментарии из разряда "Анч как шутер лучше, чем ТР". И я соглашусь, конечно лучше. Потому что Анчартед – шутер, а TR2013 – нет.
На самом деле с TR2013 не все так гладко. Это жанрово и стилистически совсем иная игра, нежели описанные выше. Да и сюжет у нее посредственен. С TR ее роднит разве что название, имя главной героини и пара пасхалок для своих. Однако это не делает игру плохой. Она очень даже доставляет геймплейно. Я, например, с удовольствием потратил на нее порядка 50 часов. Она просто принадлежит иному жанру. Понимаю, многие хотели другого. Того, что было раньше, за что они опять же геймплейно полюбили серию (каждый в свой момент времени). Но разработчики изначально заявили, что это будет другая игра. Их можно укорить в том, что они взяли известный бренд, но давайте признаем, в последнее время фантазия у людей как-то истощилась – сплошные римейки да ребуты. Причем везде – в кино, в играх, даже в литературе. Сделать и продать продукт, основанный на известном бренде проще, нежели создать с нуля. Реализуй они свою предыдущую концепцию, игра бы больше TR не стала. Увы, как бы ни было тяжело, нужно отпустить былое и идти вперед. И это говорю я, старый ретроград. TR – это уже давно другая игра. Причем достаточно хорошая. А для ностальгии у нас всегда есть классика и действительно шикарные и качественные FM-ки таких же ностальгирующих, как и мы. Вообще все люди разные, и вкусы у всех конечно отличаются, но.. Не стоит поносить игры, не поиграв в них. Не стоит сравнивать игры, не поиграв в них. Это не делает никому чести.
Слова - лакмусовая бумажка, определяющая тип сознания.