COL: Феминизм в фильмах
"Я обожала Индиану Джонса и Джеймса Бонда, когда была маленькой", - говорит Анджелина Джоли. "Но среди них не было
никого женского пола."
До сегодняшнего дня.
В "Лара Крофт Расхитительница Гробниц и Колыбель Жизни" Джоли играет роль одновременно 2х героев - авантюристку
археолога, которая путешествует по миру в поисках древних реликвий и сражается со злодеями.
"Она женщина, которую лично я нахожу привлекательной, интересной и сильной", - говорит Джоли. "Она одна из хороших парней"
Так оно и есть. В последнее время голливудские "хорошие парни" исключительно женского пола.
В "Charlie's Angels: Full Throttle" три затянутых в латекс героини невозмутимо прокладывают себе выход из сложных ситуаций с
помощью выверенных приемов карате. В "Sinbad: Legend of the Seven Seas" очаровательная Марина в одиночку спасает корабль,
в то время как глупые моряки мужчины пали жертвами соблазнительных сирен. В пародийной комедии "Johnny English" именно Натали Имбруглия, а не Рован Аткинсон, блестяще разбирается со злодеями.
Женские персонажи разрушили барьеры, попав туда, где раньше царил сильный пол, хотя вы не всегда это можете заметить по
титрам. В "Х2" женские персонажи Сторм, Руг и Джин Грей находятся наравне с так называемыми мужчинами Х (Х-Men); фильм
"The League of Extraordinary Gentlemen" (Лига выдающихся джентльменов) далеко бы не пошел без своей не менее выдающейся леди, Мины Харкер.
Похоже, что эта тенденция не собирается останавливаться. Дженифер Лопес исполняет роль гангстера в "Gigli" а Мишель
Родригез открывает эту неделю в качестве крутого спецназовца в картине "S.W.A.T." Впереди нас ожидает Кэрри-Энн Мосс в
"The Matrix Revolutions" и Ума Турман, задающая жару во всеми ожидаемом "Kill Bill" Квентина Тарантино.
Это похоже на всплеск женской силы - даже если не считать предыдущее появление Дженифер Гарнер в "Daredevil" или
грядущее режиссерское переиздание "Alien" с одним из первых культовых персонажей женского пола, Сигурни Уивер. Я уже не
говорю про огромное количество отрицательных женских персонажей в "X2" "Sinbad" и "Terminator 3: Rise of the Machines."
Однако являются ли все эти вспышки женской силы феминизмом?
Этот вопрос не очень любят современные звезды боевиков. Очевидно это поколение женщин родилось после того, как их матери и сестры впервые ступили на тропу войны за равные права, и теперь не видят в феминизме необходимости. Некоторые даже стесняются самого слова.
"Она не мужененавистница", - поспешно отвечает Джоли про свою героиню Лару Крофт. "Она не собирается развязывать войну.
Она совсем не злая".
Фильм "Ангелы Чарли" не про то, как "женщины пытаются быть мужчинами" отмечает Дрю Бэрримор в интервью Entertainment
Weekly. "Заметьте, наши персонажи все еще носят шпильки и коротенькие облегающие наряды", - добавляет ее партнерша по
картине, Люси Лиу.
Новая трактовка феминистического движения в устах голливудских звезд, представляющих армию разъяренных старых дев в
спецовках, немало удивили бы Глорию Стеином, Ширли МакЛэйн и других ветеранов-активисток. Ведь для них феминизм это не
отказ от женского образа, а свобода самовыражаться и быть собою.
Но даже если "феминизм" станет таким же грубым словом как "либерал", его основополагающие принципы всеобщего равенства останутся актуальными надолго. Его знамена все еще развиваются, а боевые лозунги неслышно передаются в новейших фильмах с женскими персонажами в главных ролях - уверенность в себе, чувство собственного достоинства, отсутствие сексапильности и захватывающие приключения.
Забавно, хотя, это не тот фильм, что вы возможно ожидали.
Собирательный образ женщины-лидера среди группы девушек бунтарок, без сомнения лучше всего представлен в "Ангелах
Чарли". Во многих ревью обсуждалось насколько "раскованной" в этом плане получилась картина, и что именно этот путь избрали
легкомысленные звезды. Сестринская любовь не только мощная сила, это к тому же очень сексуально, что и доказывают
персонажи вооружившись своей дружбой и нехитрым оружием.
Насколько развита эта сестринская любовь?
Бэрримор, в часности, очень настаивала на политической корректности ее новых Ангелов; эти супер-агенты, заявила она, не
нуждаются в пистолетах. Да и зачем им это, если в качестве оружия они используют свои тела? Мужчины смущены подобной
вульгарной двойственностью, ведь для обычной кражи кода доступа потребовалось практически голышом (типа работа под
прикрытием) засветиться в местном стрип-клубе. Кому нужны пули, если их тела сражают наповал?
Однако данный эпизод показывает, что сила женщин помимо прочего заключается в слабости мужчин, которые достаточно глупы
и легко идут на поводу своих прихотей. Чарли просто бестелесный голос за кадром; Босли недоумок, который живет в постоянном
ужасе перед своей матерью. Приятель Бэрримор по сценарию - злодей; а любовники Камерон и Лиу - туповатые, обожающие
своих хозяек собачки.
Возможно, мужчины на что-то и годны. Босли покорно обрабатывает сообщения затрат Ангелов и заплаты по телефону. Нам показывают, как приятель Лиу честно поливает ее растения, даже после того, как она прохладно дает ему "от ворот поворот". И
когда девушки действительно попадают в ловушку, внезапно появляется таинственный некто и непостижимым образом выручает
их, не задавая при этом никаких вопросов.
Еще одна из идей Ангелов заключается в том, что мужчины это вид, который нужно держать в страхе, или по крайней мере на
очень коротком поводке. Позвольте им подобраться достаточно близко и они разрушат все, включая крутую ночную вечеринку
Космо-герл. (Вероятность того, что героиня Диаз выйдет замуж волнует героиню Берримор гораздо больше, чем любой из
вооруженных злодеев кино.)
Девиз "Вали их, девчонки"! хорош как маркетинговая стратегия, но он не распространяется дальше рекламных постеров. Как могут "Ангелы Чарли", победить любого, когда на экране нет ни единого взрослого? Или когда один из независимых женских
персонажей, оказывается, главный злодей, женщина, которая уступила традиционно мужским грехам эго и амбициям (и может
даже быть лесбиянка)?
Это - не кино о достижении равенства; это - кино об уходе от неприглядных вещей, таких как независимость, мечта остановить
всех этих надоедливых плохих парней, сидя в уютном кафе. Ограниченный и предусмотрительный, фильм напоминает популярную у школьниц надпись "Девчонки рулят!", нацарапанную в дневнике, и тщательно спрятанную от постороннего взгляда. м
Еще меньше аудитория может ожидать от "Лары Крофт Расххитительницы Гробниц". В конце концов, фильм основан на видео игре и рассчитан исключительно на мальчиков-подростков, полных агрессии и мечтаний о 5м размере лифчика. "Видео дева", так называет Джоли свою героиню.
Все же кино-версия преуменьшает типичный образ виртуальной звезды. И хотя естественные формы Джоли старались всячески подчеркнуть, "мы решили уйти от коротеньких шортиков хаки и голых животов", говорит актриса. Тем не менее ее костюмы очень сексуальны - брюки для верховой езды, водолазный костюм, однако "они практичны для того, что Лара делает".
Джоли может не любить слово "феминизм", однако в фильме намечается именно такая тенденция.
К слову в фильме Ларе придется столкнуться и с женской подлостью, смертоносный ящик, который принесла с собою Пандора - однако она справится, при этом ей не потребуется таинственный мужчина, чтобы внезапно прийти на помощь. Это потому, что мы уже видели, как Крофт может разобраться с проблемами, без тени сомнения и сугубо деловым подходом Индианы или 007.
Тут нет никаких уловок. Крофт уважает свой пол слишком сильно, чтобы использовать его в качестве оружия, и понимает мужчин слишком хорошо, чтобы баловать их лестью (или покровительствовать им). Когда ей нужно вести переговоры с вором, она использует холодный официальный тон, а не мягкое теплое тело; встречаясь с оружием, она без колебаний достает свое.
"Я не думаю, что она плохой пример для подражания", говорит Джоли "Она очень спортивная, физически развита, она может позаботиться о себе, она путешествует по миру и уважает другие культуры... У нее масса положительных качеств как для женщины."
Однако эти качества далеко не каждый может оценить в женщине. Родригез считает Лару "слишком грубой" на свой вкус, хотя и не отрицает, что ей понравилось "играться с пушками" во время сьемок "S.W.A.T." Один мужчина критик в обзоре для Time жестко раскритиковал образ, созданный Джоли, заявив, что "эмоционально она совсем не тянет на женщину".
Так за какие же грехи Лару Крофт часто сравнивают с мужчиной?
Ну, она действует без указки что и как ей делать. Она не видит ничего плохого в том, чтобы быть наравне с мужчиной и не признает оправданий. Для нее главное победить.Похоже никому не позволено ею манипулировать, да и оскорблять тоже, если быть откровенным. Она требует, чтобы ее считали не мужчиной, но равной ему.
А это и есть тот самый классический феминизм, о котором я упоминал ранее.
Стефен Витти
http://www.nola.com
Перевод TombRaider.ru
|