COL: Мифология в фильме
Поскольку Cradle of life претендует на звание приключенческого фильма на основе археологических исследований, его создатели разместили в сети подборку исторических фактов и легенд, на которых якобы базируется фильм. Давайте рассмотрим их по-порядку:
"Гора Ол Доиньо Ленгаи - Гора Богов" (дата неизвестна)
Колыбель Жизни может располагаться внутри африканской горы Ол Доиньо Ленгаи, которая является домом племени Масаи. На языке этого племени Ол Доиньо Ленгаи переводится как "Гора Богов". Эта гора соседствует с Киллиманджаро в юго-восточной части континента. Ол Доиньо Ленгаи дружелюбная и злобная одновременно. С одной стороны, у ее подножия росположено озеро Натрон, одно из крупнейших щелочных озер, на прибрежной косе которого размножаются фламинго. С другой стороны, это действующий вулкан - опасное место для прогулок, даже для таких опытных путешественников как Лара Крофт.
У Масаи есть поверье про 2х Богов - красного и черного. Черный Бог любит и оберегает человечество, а красный стремится его уничтожить. Когда в небе раздается гром это значит, что Боги вновь схватились за судьбу человечества.
"Секреты ящика Пандоры" (1200 г. до Н.Э.)
У Пандоры и Лары Крофт есть одна общая черта: любопытство. Исходя из греческой мифологии, Зевс сотворил смертную женщину Пандору и отдал ее в жены Эпитимею, брату бога Прометея. Это было наказание Зевса людям за похищение Прометеем огня у богов. Остальные боги помогли Зевсу, наделив Пандору очарованием и соблазнительностью (возможно Терри находит между Ларой и Пандорой две общих черты). Прощальным подарком Зевса Пандоре был ящик, который ей было запрещено открывать. Будучи человеком необычайно любопытным Пандора не смогла устоять перед соблазном. Это привело к ужасным последствиям. В ящике содержались все бедствия, от которых теперь страдает человечество.
Обезумевшая от горя Пандора попыталась закрыть ящик, но было слишком поздно - беды и несчастия вырвались на свободу и распространились по земле.
"Храм богини Луны" (500-323 гг. до Н.Э.)
Древние греки поклонялись многим Богам, среди которых была и Богиня Луны. Лара, хорошо эрудированная в данных вопросах, отправляется в затонувший храм в Греции в поисках артефактов и сокровищ, но находит там только опасности. Греческие храмы изначально были построены из дерева, сочетая в себе греческий и египетский архитектурные стили для придания неповторимого дизайна. Каменные алтари напротив храмов использовались для жертвоприношений. После Темного Века храмы стали более богатыми и многочисленными.
Богиня Луны считалась необычайно красивой. Она управляла колестницей и древние греки верили, что богиня прежде чем отправиться в путь по ночному небу, купалась в море. Однако у Луны была и темная сторона; ее лук и стрелы могли принести быструю смерть.
"Сокровища Александра Великого" (323 г до Н.Э.)
Александр Великий, повелитель Македонии, завоевал Египет, когда ему было всего 25 лет и построил город Александию на берегу Средиземного моря. Как и Шар, который Лара отыскала в храме Луны, сокровища Александрии были похоронены под водой, включая одно из чудес света - Александрийский маяк. Александрийский маяк был исполинским сооружением высотою свыше 120м. Однако, мощное землятресение разрушило его до основания и он погрузился в море.
"Воины Терракота" (221 г до Н.Э.)
Ларе придется столкнуться с Шай-Линь, бандой китайских головорезов, зарабатывающих деньги на продаже античных статуй воинов Терракота. Император Цинь Шихуан, основатель династии Цинь в 211г до Н.Э, приказал после своей смерти похоронить вместе с ним 6000 невероятно детализированных статуй в гробнице, которая расположенна в Сиане. Правители хотели продемонстрировать свое богатство и в загробной жизни, поэтому обзаводились статуями своих солдат и лошадей.
Любопытно, но статуи не смогли удовлетворить Цинь Шихуаня, поскольку он приказал убить своих телохранителей и наложниц и похоронить вместе с ним после его смерти.
Итак, все вышеперечисленное призвано хоть как-то натянуть убогий сценарий фильма на историческую канву, однако на деле выходит несколько иначе...
Начнем с главной интриги фильма, по совместительству основной сюжетной дырой - пресловутый ящик Пандоры. По задумке сценаристов египетский фараон отыскал в кратере вулкана Ол Доиньо Ленгаи ящик, и когда он открыл этот ящик, померло все его войско (предположительно от чумы). Каким макаром выжил фараон нам не сообщается, но после этого он приказал отнести злосчастную находку на край света. Край света оказался Индией, немного странно, не находите? Ну да ладно... Через 2000 лет Александр Великий в своем 10ти летнем походе дошел до Индии и там один из его солдат отыскал пресловутый ящик - как следствие умирает все войско Александра. Удивительно, но сам император остался в живых и повелел вернуть ящик на его историческую родину - обратно в кратер вулкана Ол Доиньо Ленгаи. Отыскать нужное место помогла карта в виде шара, которая прилагалась к ящику. Позже карта была спрятана в храме Луны, расположенном в Александрии, и вскоре этот храм затонул во время землятресения.
Что же такого было в ящике? Со слов Лары и сценаристов в ящике содержалась жизнь и некая пустая жизнь. Первый раз открыв ящик (а кстати, вы не в курсе, кто это сделал впервые?!) на землю вышла жизнь и так зародилось все сущее, а второй раз полезли всякие гадости, только более локального масштаба (вроде чумы, похоронившей все фараоново войско). Третий раз ящик угробил армию Александра и вот Ларе предстоит помешать злодеям открыть его снова...
Честно говоря, после того, как тебе на голову одевают ведро с подобной мутной бодягой, в нее невольно лезут разные нехорошие мысли. Например, почему сюжет фильма так перекручивает взятую за основу греческую легенду? Ведь в ней жизнь зарождалась отнюдь не в ящиках (кстати, многие историки считают, что у Пандоры был все-таки горшок), а другими, более естественными методами. Сам же ящик был дан людям в отместку за похищенный у Зевса Прометеем огонь. Ни о какой "пустой жизни" речи не шло, просто мелкая божественная месть. Тут не могу не отметить еще об одной несостыковке - действие ящика Пандоры носило разовый характер. Т.е. открыв его Пандора выпустила ВСЕ беды и болезни, а когда захлопнула крышку, на дне осталась лишь надежда на спасение. Так возжелал Зевс. В любой греческой легенде есть своя мораль, в этой - не суйся туда, куда не знаешь и куда тебя не просят. Очень кстати для сценаристов этого похабного фильма.
Также мне непонятно стремление не дать открыть ящик снова. Возможно, сделав это второй раз человечество обрело наконец надежду? ...Хотя конечно тема биологического оружия массового поражения намного ближе и роднее затюканной американской нации.
Еще одно несоответствие, не сей раз со временем. Если Александр нашел ящик в 323 г, а до него 2000 лет назад это сделал египетский фараон, получаем 2323г до Н.Э. ...Что у нас в мифологии? Легенда о Пандоре и ее злополучном ящике датируется 1200г до Н.Э. Как можно было лохануться на целых 1123 года для меня полная загадка.
Не меньшей загадкой для меня остается и географическое месторасположение ящика. Если миф греческий, тогда что ящик делает в Африке, да еще и в кратере вулкана? Ведь об этом ни слова не сказано в мифе, как и о том, что из глаз Пандоры потекли кислотные слезы, в луже которых плавал ящик.
Александр Македонский был не дурак и сразу понял, что за бодяга этот ящик, посему и повелел отнести его обратно в вулкан, используя шар как карту. Однако после этого шар вернулся в Александрию и был спрятан в храме Луны... А вот теперь пусть мне внятно объяснят, зачем шар вернулся к Александру, если смертоносность ящика Пандоры была настолько очевидна? Не проще ли было оставить шар вместе с ящиком в кратере, чтобы его уж наверняка никто не смог отыскать? По-моему, это как дважды два... или Александр все-таки был дураком.
После такого закрываешь глаза на мелочи вроде многочисленных исторических неточностей (например поход Александра завершился в 325 году, войско царя не погибло от чумы, а возвратилось домой, сам император остаток своих дней провел в Вавилоне и нет свидетельств того, что свои сокровища он хранил в Александрии в храме Луны и т.д. и т.п.) Кстати, о храме богини Луны. Я так понимаю речь идет о Селене? В древнегреческой мифологии богиней Луны была Селена, которую греки иногда ассоциировали с Артемидой. В общем-то это объясняет лук со стрелами и любовь к купанию, но совсем не объясняет почему в храме, посвященном Артемиде, нет ни одного символа Луны, а на постаменте вместо красивой охотницы сидит бородатый мужик.
Еще одна историческая ошибка в фильме - банда Шай-Линь, раскапывающая воинов терракота в пещере на вершине горы. Нет, конечно многие китайские цари клали в свои усыпальницы глиняных воинов, чтобы те сопровождали их в загробной жизни, но только в гробнице у Цинь Шихуаня воины достигают высоты в человеческий рост. Следовательно Шай-Линь раскапывает гробницу Цинь Шихуаня? Но это, простите, нонсенс! Во-первых, потому что гробница находится не в пещере, а на равнине под одним из 4х искусственно насыпанных холмов. Во-вторых, гробница Цинь Шихуаня излюбленное место туристов и Шай-Линь, в открытую раскапывающая статуи, такой же бред как, скажем, солнцевская банда, роющаяся у стены Мавзолея на Красной площади.
|