TRAOD: Обзор журнала "Навигатор игрового мира"
Константин ПОДСТРЕШНЫЙ
Нет ничего ужасней для любого фаната, чем продолжать любить свой фетиш. Читать ли последнюю книгу любимого когда-то писателя, смотреть фильм с любимым когда-то актером или играть в новую часть культовой когда-то компьютерной игры. Три года назад казалось, что нефтяная скважина по имени Tomb Raider истощилась и Eidos придется искать другой источник доходов. Мы ошиблись. Вместо этого был заказан насос помощнее. Элитарная, в общем-то, и столь любимая серия Tomb Raider выродилась. Она растеряла свое очарование в третей части, где-то между Индией и Антарктидой. Было время, и мы с этой девчонкой рассекали вместе. Глупые те, кто думали, что в игре не было ничего кроме равномерного покачивания бедер, и еще глупей те, кто не получал чарующего удовольствия от созерцания делающей стойку Лары. Я писал это ревью на протяжении двух лет, переделывал из ненаписанного ревью по TR5. По две строчки в неделю.
Очень личное
Сделайте мне хорошую рекламу, и я буду продавать болты как средство от гриппа!
Генри Форд
* Жанр TPS * Издатель Eidos, "Новый Диск" * Разработчик Core Design * Рекомендуется 500 MHz Pentium III, 128 Mb RAM, 16Mb 3D-ycк
* Сайт игры www.tombraider.com
Я как-то спросил одного наркомана:
- Зачем ты продолжаешь колоться?
Он ответил:
- Я мечтаю поймать тот самый первый кайф.
Но знаю, что его уже никогда не будет
А. Крон. "Аллегория 38"
Супер-клевая майка, унисекс, всего $21.99 (раньше - $39)
Из всех обещаний, которыми разработчики щедро разбрасывались в 2002 году, выполнили они только одно - серьезно поменяли геймплей. Вплоть до того, что некоторые этапы Tomb Raider: The Angel of Darkness напоминают старые французские игры, такие как Flashback и Another World. Исключительно аркадные моменты соседствуют с мини-квестами. При разговорах с NPC появилась возможность выбора вариантов ответов, что именно вы скажете - не так уж и важно (за исключением одного случая, когда вас могут за неправильный ответ убить). Чаще всего существует несколько вариантов прохождения уровня, ничего кардинального, но игру разнообразит. Разрекламированная возможность поиграть за мужской персонаж, вопреки ожиданиям, не обернулась кошмаром. Вполне мило себе поиграли, правда, совсем не много.
Года не прошли для Ларисы даром - укус ротвейлера уносит чуть ли не половину жизни, но десяток пуль в упор она все еще может выдержать. В целом же TR упростили, ближе к последним боссам есть пара непростых моментов, но их не сравнить с хардкорными уровнями предыдущих частей. И не слушаете некую гражданку А. Джоли, которая, ознакомившись с игрой, сказала, что TRAoD - слишком уж сложная.
К сожалению, отрицательных нововведений в игре гораздо больше. RPG-элементы возможно и дали бы серии второе рождение, не будь они такими странными. Часто Лариса не может сразу открыть какую-нибудь дверь (как вариант - куда-нибудь допрыгнуть). Ей необходимо сперва отыскать поблизости что-нибудь тяжелое, чаще всего в роли "тяжелого" - традиционный томбрайдеровский куб полтора на полтора метра. Подвигав его, Лариса ощущает прилив сил и с легкостью выбивает дверь. В дальнейшем по игре увеличившаяся сила никак себя не проявит. А для следующей двери со встроенным RPG-эле-ментом придется искать очередной каменный блок.
Очень неудобное, а скорее, просто не отлаженное управление: чтобы забраться на лестницу приходится медленным неспешным шажком подойти к ней и аккуратно встать на нижнюю ступеньку. Прошли времена, когда мы с гиканьем вписывались в крутой поворот и прыгали, повисая на уровне второго этажа.
Ларису научили подкрадываться к глухим охранникам и красться по стеночке мимо слепых спецназовцев. Разработчики старательно пытались поместить игру частичку Splinter Cell, хоть чуть-чуть. Но видимо забыли, что глупые противники и исчезающие трупы - для игры жанра stealth-action непростительны.
Складывается ощущение, что игру заканчивали впопыхах. Все, что было более-менее готовым - оставили, что не успевали доделать - выбросили. И на это указывают не только ошибки в коде и плохое управление. Перед самым релизом появилось сообщение о переносе даты выхода на осень (право же, стоило так и поступить), а вместе с выходом игры из Core вышел основатель - Джереми Хит-Смит... Санта Розалия! О чем это я? Об уходах директоров... Пф! Да разработчики забыли оставить на соответствующем этапе игры шотган! Поэтому не удивляйтесь обилию патронов для дробовика, при отсутствии оного. Впервые в истории, дробовик добавляется в игру патчем.
Официальный коврик для мыши с Парой Крофт (7.5x8.6 дюймов). Покупай сейчас - $9.39
Хвалить разработчиков за то, что в игре появился новый движок, все равно, что мальчику, переломавшему в детстве ноги, на девятнадцатилетние дарить новые костыли. В 2001 году невозможно было смотреть на движок, который в 95-м стал новой вехой в графике. Еще бы они его не заменили.
Думаете, разработчики настолько тупы, что не видели всей убогости? Отнюдь, очень просто обвинить во всем разработчиков. Поэтому оглянемся и найдем действительных виновников деградации серии. Козлами отпущения, как всегда, окажутся приставки. Неужели издатели и разработчики не поменяли бы движок для такой золотоносной серии, как Tomb Raider? Основная прибыль идет с продаж игры на консолях, а ничего мощнее, чем TR, первая PlayStation не потянула бы.
Появилась приставки следующего поколения, и для игры сделали новый движок. Приставочно-ориентированный, с яркими спецэффектами. Он не плох - но только и всего. Через три года будет смотреться таким же анахронизмом как движок первого Tomb Raider в 1999.
При изготовлении уровней свою работу честно выполнили только моделлеры. Ах, какой замечательный подводный костюмчик сшили они Ларе. Сколько деталей разбросали на столах, мимо которых пройдет игрок и даже не заметит. Выточили новенькое оружие (к сожалению не все оно попало в игру, некоторые стволы можно получить только читерским способом), а старенькое - вроде МР-5 - тщательно смазали машинным маслом.
Но кто ответит, почему у игры видео пожато с отвратительным качеством? Или почему, когда Лариса, семеня ножками, бегает по лестнице - очень похожа на зайца с детского утренника. Как такую анимацию вообще можно было поставить в игру?
Убойный черный рюкзак, всего $29.99 (вы экономите 1/3)
Почему Лариса умерла? Возможно, из-за того, что от команды создавшей TR1 и TR2 в Core почти никого не осталось. Возможно, из-за того, что Eidos слишком уж часто срочно нужны были деньги - латать дыры в бюджете после очередной Daikatana. Но у меня на этот счет есть своя теория. Tomb Raider погубили дополнительные коммерческие продукты. Вездесущий репродакшен шит. Мишура, которая повиснет на любом имени, будь то Дюк Ньюкем, Терминатор или сам Гарри Поттер. В майках, чайных кружках, ковриках для мыши нет ничего плохого. Плохо, что зачастую за этой мишурой становится не видно продукта. Или, еще хуже, сам продукт превращается в мишуру.
Чтобы заштопать сюжет TRAoD придется собрать белые нитки со всей Англии. Сперва нам планировали показать темную сторону Лары Крофт, мол, поменьше надо было по гробницам богов шастать. Но где-то на средине разработки историю начали переделывать под более мягкий и не очерняющий Ларису вариант. Переделывали, да так на половине и бросили.
В результате, Лара, убившая за игру не один десяток секьюрити и буквально вырезавшая охрану Лувра, оправдает себя в глазах закона и докажет, что фон Кроя застрелила не она.
Конечно, у мастеров сюжетной линии уже есть задумки на следующую часть, "пожалуй, мы вернем динозавров" - говорят они. Как объяснить людям, что в TR1 не в динозавре было дело? Уже запланированы седьмая и восьмая части Tomb Raider (что уж, мы не сомневаемся, будет и девятая - "завершающая"). Все они будут выпущены на том же "энжине", что и TRAoD. Снова планируется выпускать одну игру из серии раз в 12 месяцев. Стахановскими, понимаешь, темпами. Если бы продюсеры из Eidos были джентльмены, то они просто обязаны были на Ларе Крофт жениться.
Игральные карты с Парой Крофт (62 карты, плюс джокеры) - $8.95
Мне определенно не нравится тот образ Ларисы, который создали за последние три части. Игра на подростковых инстинктах неоперившихся геймеров, кроме коммерческого, других положительных результатов принести не может. Из Томб Райдера, из Грабителя Могил Лара превратилась в спецназовца, ниндзю, наемного убийцу, сексбомбу в одном флаконе, во все что угодно, только не в ту искательницу приключений, которая была в первой и немного второй части.
Angel of Darkness совсем не развеял подозрения насчет "светлого" Ларисиного будущего. Что мы увидели в игре? Лариса перепрыгивает через лазерные лучи сигнализации, Лариса убегает от полицейских, Лариса ловко расстегивает наручники... Но где та Лариса, которая бегала по Великой Китайской стене, плавала в батискафе и та, что охотилась на тиранозавра? Мы видим Hitman, Thief, Splinter Cell, Max Payne, но мы почти не видим Tomb Raider. Нельзя Ларисе соревноваться с обычными TPS. Это не правильно. Игра занимала особое место в жанре, у нее был непоколебимый постамент интеллектуальной аркады, этакого Принца наших дней. Хотя Eidos, понятно дело, виднее, что больше прибыли принесет.
Оглянитесь направо - вы увидите развалины усыпальницы Лары Крофт, где ее пытались усыпить. Оглянитесь налево - вы увидите... вы ничего не увидите. Что впереди? Новые три части опиума? И в качестве апофеоза - еще пара фильмов с Анжелиной Джоли?
Что ждет Лару Крофт в будущем, и, если то, что предсказываем ей мы, то зачем ей такое будущее? Уж лучше бы она навсегда осталась под развалинами пирамиды, где похоронил ее этот старый негодяй фон Крой.
Благодарим фанатов за семь лет махания зажигалками, всем спасибо, все свободны, и отдельная благодарность онлайновому магазину Eidos за заголовки.
Благодарим редакцию журнала "Навигатора Игрового Мира" за предоставленные материалы.
Отдельная благодарность Константину Подстрешному.
|